Евгений Поляруш : Авторский сайт.

Ярл Оттар, википедия и информационная война

В тему к книге Валентина Иванова «Повести древних лет».

Дорогие друзья, сейчас мы будем спорить с Википедией. А более конкретно – с характеристиками исторических персонажей, описанных в книге Валентина Иванова «Повести древних лет». Речь пойдёт о норвежском ярле Нидароса – Оттаре. Для тех, кто не читал книги Валентина Иванова, расскажу краткий сюжет:

В книге показан срез двух миров — Северноевропейского и Новгородского. Время — девятый век от Рождества Христова. То есть, живо показан стык феодализма и демократии. В сюжете Иванов выводит две развивающихся нити: Одинец(подмастерье кузнеца Изяслава) и в параллели — норвежский ярл Оттар. Книга начинается с того, что Одинец в случайной драке убивает одного из норвежских ярлов прямо на улицах Новгорода. После изгнания из общины и сюжетных перипетий юный Одинец оказывается в новгородской ватаге повольников, направляющейся на север. После того, как охотники добираются до Северной Двины, они обнаруживают обитающих в этой местности Бьярмов(северный народ) и организовывают с ними сосуществование. В современности – территория Архангельска.

350px-Ottars_reise

Параллельно с развитием этой сюжетной линии, возникает вторая: жизнеописание норвежских феодалов этого же времени. Конкретно – ярла Оттара сотоварищи. За двадцать лет воспитания юного главы Нидаросского фьорда произошло становление его на путь достойного продолжателя воинского дела, непобедимого ярла, грамотного политического деятеля и легендарного морехода. По крайней мере, так гласит скальдическая поэзия. Если опустить изрядное количество описаний быта и менталитета, переносясь непосредственно к завоевательной деятельности исторического героя, мы увидим осевших в занятой местности поморян и бьярмов, в земли которых приплыл на боевых драккарах путешественник Оттар. Приплыл с несколькими сотнями вооружённых викингов. Развесил головы местных обывателей на кольях, ограбил деревню, затем сжёг её, в попытке обложить жителей данью. Поморяне, однако, приняв первый бой, потерпели поражение, т.к. крестьянам и рабочему люду всегда было довольно трудно противостоять профессиональным воинам. На выручку пришли древние и хитрые умения Бьярмов, которые… уже тогда умели использовать красную рыбу в качестве отравляющего вещества. При помощи отравленных стрел, поморяне и Бьярмы впоследствии всё же изгнали захватчиков со своей земли, значительно сократив при этом их количество.

vikings

Заключительная часть книги составила война нурманнов с новгородцами. Предательство Ставра, который был посадником в Новгороде, послужило причиной обманного завладения городом нурманнами во главе конунга Ската, выбранного во главу похода. Причины у Ставра были самыми очевидными. Власть, имущество и княжение. Однако, погрязнув в междоусобицах и преждевременной делёжке, ярлы проиграли битву и были изгнаны из города. Среди ярлов, кстати, был тот самый Роллон, первый герцог Нормандии. Оттар же в этой битве благоразумно не участвовал.

Как гласит википедия:

Оттар является персонажем исторического романа «Повести древних лет», в котором известный русский советский писатель Валентин Иванов описывает свою версию путешествия Оттара. В романе, написанном в 1954 году с позиций национализма, Оттар и викинги выставляются в резко отрицательном свете, в качестве жестоких завоевателей, агрессию которых успешно отбивают новгородцы в союзе с народами Севера — предками коми и пр. При работе над своим произведением, отличавшимся высокими художественными достоинствами, В. Д. Иванов пользовался консультациями историка Руси Б. А. Рыбакова, но находился под влиянием сталинской «борьбы с космополитизмом». Поэтому викинги Оттара у него живо напоминают своим поведением немецко-фашистских оккупантов, а сам Оттар является носителем идеологии «Drang nach Osten», в реальности зародившейся на Западе значительно позже.

Трудно спорить с тем, что в истории и литературе всегда было место конъюнктуре. По крайней мере, пока в стране существовала история и литература. Однако, видели ли вы когда-нибудь других викингов? С учётом процветания рабства и грабительской деятельности локальных североевропейских князьков той эпохи по отношению к соседям, прослеживается ничто иное как предтеча современной идеологии национализма. Следует привести в пример хотя бы то, что на протяжении пяти веков викинги грабили Британию и им ничего за это не было. Тот же, к примеру, Роллон, основавший нормандское герцогство самым нахальным образом «откусил» большой кусок от современной Франции и сел на герцогство. Что касается культуры и идеологии «Drang nach Osten», то для примера может более чем подойти скальдическая поэзия:

Знаю, норна сына

Мне в битве погубила.

Рёгнир мечегромца

В рать к себе кликнул рано.

Старость, словно Тору,

Силу мне сломила,

И вотще хощу я

Честь изведать мщенья.

Думаю, не стоит объяснять идеологические взгляды представителей культуры, в которой месть является честью, а смерть в бою – высшей наградой за прожитую жизнь. Пример провальной идеологии «завоюй, ограбь, убей и сожги» прослеживается, начиная с Александра, Аттилы, минуя римских императоров, Чингиза, Тимура и европейских королей позднего средневековья. Дабы не быть голословным, приведём ещё один пример скандинавской поэзии девятого века, разумно переведённый на русский язык:

Жаркая жжет язва,

— Жил и не тужил я —

Быстрой бьет струею,

Брызжет рана красной.

Хлещет ввысь кровища.

Вытерпит муж муку.

Князь честной отмщает

Мне великим гневом.

Поэзия бардов и скальдов той эпохи, большей частью состоит из воспетия ратной грабительской деятельности сынов Вотана. Однако, ведь были и поражения в боях, спросите вы? Безусловно, были. Потому как не бывает военачальников, которые никогда не проигрывают битв. Почему же мы видим только славословия поэтов? Теория от автора и выдержка из романа:

— Вестфольдинги не побоялись ни Утгарда, ни Локи. Они заплыли дальше древнего Гаральда, короля. Они заплыли дальше всех юнглингов и скиольдингов со дня рождения племени Вотана, со дня заселения земли фиордов их предками. Они победили Гандвик, познали море, о котором, кроме имени, никто ничего не знал. Они мужественно избороздили его девственную поверхность. Они побеждали в открытом бою колдунов-биармов и покрывали их телами берега Гандвика. Они завоевали город колдунов и смели его, как муравейник. О них веками будут петь скальды. О них сложат саги, которые перенесут их имена в тысячелетия. Зная дорогу к сердцу викингов, ярл славил победы, победы и еще победы. По возвращении каждое его слово будет повторено и раздуто. Никто из побывавших на Вин-о никому не признается в страхе перед лесом, перед биармами и их стрелами, не признается даже себе. И никому не придет в голову сказать ярлу Оттару, что это его, владетеля Нидароса, биармы глодали по кускам, как жареного тетерева. Увлекаясь прирожденным красноречием вестфольдинга, Оттар облекал свои мысли пышными сравнениями и преувеличениями. Внушенное красивое слово и героический образ — это семя, которое дает опытному сеятелю обильный урожай. Он будет говорить со своими викингами много раз. Они вернутся в Нидарос победителями и утвердят его славу., — Вы сядете выше всех за столами Валгаллы! Никто не бывал в Гандвике, кроме вас, и никто не совершал величайших подвигов, о герои! Так Оттар умело и обдуманно творил легенду. Впоследствии. Выдумки скальдов, основанные на сознательной лжи самого ярла и на хвастовстве его викингов, сложились в одну из саг, в одно из сказочных повествований о путешествиях доблестных непобедимых викингов. Смелый грабитель, расчетливо-бесстрашный делец, Оттар умел молчать о поражениях и убытках. В своем роде он опередил алхимиков, которые еще будут утверждать, что они одни способны превращать в золото даже нечистоты земли, и наемных «философов», вознесших звонко-льстивое слово выше единственной реальности жизни — дела человека.

Путешественник Оттар, кроме прочего, оставил своим потомкам большое наследие в виде награбленного и завоёванного. Потомки ярлов веками расползались по Европе, устраивая междоусобные войны во Франции, Германии, Великобритании, добирались до Папы Римского, владели священными христианскими реликвиями, открывали игорные дома, торговали и занимались множеством других вещей, будучи при этом абсолютно территориально раздробленными. Однако, об истории средневековой Европы мы сейчас разговаривать не будем.

zHSvjXSiHowИсходя из вышеописанного можно увидеть, что европейские завоеватели пришли на землю Бьярмов для того, чтобы сделать местное население рабами и стать над ними господами. В то время как Новгородцы пришли на эту же землю с целью мирной жизни, работы, передачи собственного опыта и получения опыта от местных жителей взамен. Заметьте, развитие Новгородцев на новой земле происходило без малейшего намёка на унижение или уничтожение местного населения. Стоит также отметить исторический факт: народы, добровольно присоединившиеся к Руси той эпохи, совершенно спокойно сосуществовали с русскими на протяжении более чем одной тысячи лет, минуя князей, царей, ордынские набеги, власть Советского Союза и даже современных капиталистов-либералов. Они существуют и по сей день.

Основная суть статьи лежит в следующих вопросах:

Чей национализм имеет ввиду автор статьи в википедии?

Что неверно в формулировках Валентина Иванова, показавшего контрастный стык двух миров?



Подписка: rss | email | vk

Счётчик посещений